[груз. ანტონ მარტმყოფელი] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря. Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя, где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М.
Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба». По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским. В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.
А. М. стяжал такую меру духовного мира, что его не трогали дикие звери, и каждое утро приходили олени. Житие повествует о чуде, совершенном А. М. и свидетельствующем о безграничной любви преподобного ко всему живому: местный правитель, охотившийся однажды на оленей в местности, где подвизался А. М., был рассержен молчанием преподобного в ответ на вопрос, где тот живет, и приказал отсечь А. М. руку. Когда кузнец собирался исполнить приказание, его собственные руки чудесным образом одеревенели, а рука А. М. была превращена в горящие угли. Потрясенный правитель был готов исполнить любое желание святого, но А. М. попросил лишь соли для своих оленей.
А. М. дожил до глубокой старости и был погребен в устроенном им храме справа от царских врат. На его гробнице совершались исцеления, и чудесным образом ни одно существо жен. пола не могло проникнуть в то место, где покоился его прах. Остатки столпа, на к-ром А. М. подвизался, сохранились до наст. времени.
Одно из редких изображений А. М. сохранилось на эмалевой иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): святой изображен с седой окладистой бородой, в рост, в монашеском одеянии, с куколем на голове, в руках образ Спаса Нерукотворного; у ног преподобного двое оленят, слева вдали храм с шатровым завершением; надпись выполнена на рус. и груз. языках.